Программы поддержки Формы и виды поддержки Инфраструктура поддержки Реестр субъектов получателей поддержки Законодательство

Календарь событий

НОЯБРЬ 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30  

Колонка эксперта

Абаев Алан Лазаревич - д.э.н., зав. кафедрой маркетинга и рекламы РГГУ

Ликвидация предприятия

26 апреля 2011 г.

Общие положения прекращения деятельности обществ с ограниченной ответсвенностью

 

 

Ликвидация предприятия – процесс достаточно сложный и длительный. Нередко организации сталкиваются с большим количеством особенностей процедуры ликвидации, но в тоже время данному процессу присущ определенный законодательно регламентированный порядок, пренебречь которым нельзя.

Итак, решение о ликвидации предприятия принимается высшим органом управления юридического лица и оформляется протоколом общего собрания учредителей, а если учредитель у организации единственный – решением единственного учредителя.

В случае, когда принимается решение о ДОБРОВОЛЬНОЙ ликвидации ООО - необходимо согласие всех участников. После этого назначается и утверждается состав ликвидационной комиссии, устанавливаются сроки ликвидации. Как только ликвидационная комиссия назначена, к ней переходят все полномочия по управлению организацией и ликвидации юридического лица. Следует отметить, что в зависимости от структуры организации может быть назначена не комиссия, а ликвидатор в единственном лице. С момента образования ликвидационной комиссии или назначения ликвидатора полномочия прежних органов (руководителя, совета директоров, общего собрания) прекращаются.

Если организация была ликвидирована до конца календарного года, последним налоговым периодом по налогам, для которых налоговым периодом не является календарный месяц или квартал, станет период от начала года до дня завершения ликвидации.

В регистрирующий орган (налоговый орган) подается уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица. Кроме того, необходимо решение учредителей (протокол) или решение суда о ликвидации. Уведомление не заверяется у нотариуса. На основании полученных документов регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Затем в регистрирующий орган подается уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора и одновременно - решение уполномоченного органа о назначении ликвидационной комиссии и ее руководителя.

Ликвидационная комиссия должна организовать публикацию в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о принятом решении о ликвидации.

Когда закончится срок, отведенный кредиторам для предъявления требований, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.

После публикации и проведения мероприятий, которые необходимы при ликвидации организации, следует подать в регистрирующий орган уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица. Вместе с уведомлением предоставляют промежуточный баланс и протокол о его утверждении.

Ликвидационная комиссия обязана провести ряд мероприятий до ликвидации организации. К таким мероприятиям, в частности, относятся:

инвентаризация имущества организации. Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения, все виды финансовых обязательств, производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам;

оценка финансового состояния организации на момент ликвидации;

сверка расчетов с налоговой инспекцией и внебюджетными фондами;

оценка дебиторской задолженности, разработка мер по ее взысканию;

анализ кредиторской задолженности;

оценка активов организации, а также их ликвидности;

разработка плана реализации имущества по максимальной стоимости за короткий период времени (в зависимости от определенных сроков ликвидации);

разработка плана по расчетам с кредиторами, относящимися к одной очередности удовлетворения требований кредиторов;

составление списка увольняемого персонала ликвидируемой организации, уведомление сотрудников о сокращении ввиду ликвидации организации. Напомним, что каждого сотрудника предупреждают персонально не менее чем за два месяца в письменной форме, под роспись;

установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей; если ликвидируемая организация является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть также ликвидирована;

расчет с учредителями, имеющими право на получение доли имущества организации, оставшегося после расчетов с кредиторами;

закрытие счетов в банках;

передача на хранение в архив документов по личному составу общества (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы), протоколов общих собраний общества; прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган.

После оценки платежеспособности фирмы может оказаться, что денег для оплаты всех долгов не хватит. В таком случае следует проводить расчеты с кредиторами с учетом очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации.

Кредиторами первой очереди признаются граждане, перед которыми фирма отвечает за причинение вреда жизни и здоровью. Следующие по очереди - расчеты по выходным пособиям и заработной плате работникам, а также по авторским договорам. Третьей очередью кредиторов признаны расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. Все остальные кредиторы составляют четвертую очередь. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются только после исполнения требований предыдущей, а в случае недостаточности денежных средств по погашению задолженности в рамках одной очереди - средства распределяют пропорционально долгам в рамках этой очереди. Следует отметить, что свои претензии на получение долгов кредиторы должны предъявить в течение месяца после публикации объявления о предстоящей ликвидации.

Невозвращенный долг считается погашенным, когда:

на его уплату не хватило имущества;

ликвидационная комиссия его не признала, а кредитор не подал судебного иска;

суд отказал в удовлетворении иска.

После завершения всех расчетов необходимо составить ликвидационный баланс. Он должен быть предоставлен в регистрирующий орган вместе с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Кроме того, должна быть уплачена пошлина, оригинал документа предоставляется в регистрирующий орган. Следует предоставить и копию опубликованного объявления о ликвидации. Комплект документов должен содержать протокол по утверждению ликвидационного баланса, справку об отсутствии задолженности из Пенсионного фонда РФ.

После рассмотрения всех представленных документов налоговая инспекция принимает решение о ликвидации организации либо отказывает в ликвидации (например, в случае, когда за организацией числится задолженность по налогам). Следует обратить внимание, что организации в случае ликвидации не удастся избежать налоговой проверки. Получив уведомление о ликвидации, налоговые органы проводят выездную проверку, которая назначается независимо от времени и предмета предыдущей и охватывает предшествующие три календарных года. Кроме того, проверке подлежит также и год, в котором была начата ликвидация. Выездная налоговая проверка при ликвидации фирмы проводится в обычном режиме. На основании акта выездной налоговой проверки определяется задолженность по налогам, сборам и штрафам. При этом при расчетах с бюджетом используются денежные средства фирмы, в том числе полученные от реализации имущества. Если имеющихся средств для расчетов с бюджетом недостаточно, то разницу погашают учредители (участники). В случае, когда по результатам сверки будет выявлена переплата в бюджет, она будет зачтена в счет погашения недоимок и пеней по другим налогам, а если таковых нет, средства будут возвращены фирме в течение месяца со дня подачи заявления о возврате.

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим деятельность после внесения записи в ЕГРЮЛ.