Программы поддержки Формы и виды поддержки Инфраструктура поддержки Реестр субъектов получателей поддержки Законодательство

Календарь событий

НОЯБРЬ 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30  

Колонка эксперта

Абаев Алан Лазаревич - д.э.н., зав. кафедрой маркетинга и рекламы РГГУ

Кодексы


Законопроектом предлагается ужесточить ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований.

Штраф на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица увеличится в 5 раз и составит от 50 тысяч до 100 тысяч рублей (на данный момент размер штрафа составляет от 10 до 20 тыс.руб); штраф на юридических лиц увеличится в 5-10 раз и составит от 100 тысяч до 300 тысяч рублей (на данный момент от 20 до 30 тысяч рублей).

Столь существенное ужесточение административной ответственности за нарушение прав потребителей без учета имущественного и финансового положения юридического лица может негативно сказаться на добросовестных предпринимателях, в особенности на субъектах малого и среднего бизнеса. Зачастую оборот малой компании значительно меньше, чем предлагаемый размер штрафа и многие предприниматели будут вынуждены закрыть свой бизнес в случае наложения на них подобного штрафа.

Так, в ряде отдаленных муниципалитетов обороты предпринимателей в несколько раз ниже предлагаемых штрафов. Например, в Николаевском районе Ульяновской области – средний годовой оборот одного индивидуального предпринимателя составляет 62 тыс. руб.; в Александрово-Гайском районе Саратовской области – 143 тыс. руб.; в Старокулаткинском районе Ульяновской области - 148 тыс. руб.; в Нагайбакском районе Челябинской области – 244 тыс. руб.

Не смотря на то, что малые компании не заинтересованы в совершении вышеуказанных правонарушений при введении столь высоких штрафов, поскольку этому может последовать закрытие бизнеса, они, тем не менее, не застрахованы от злоупотреблений со стороны потребителей.

Вместе с тем для крупных торговых сетевых компаний предлагаемые размеры штрафов не являются значительными, поскольку оборот подобных компаний многократно превышает размеры штрафных санкций. Подобная ситуация может привести к вытеснению с рынка малых торговых компаний и укреплению положения крупных игроков.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств. При этом согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П приведенные выше правовые позиции относительного уголовного закона могут быть распространены и на административную ответственность юридических лиц, однако с учетом их специфики как субъектов права.

При введении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру административных штрафов законодатель в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица. Такой учет может осуществляться различными способами, в том числе путем установления "гибкой" дифференциации размера штрафных санкций, более мягких альтернативных санкций за конкретные виды административных правонарушений, а также правил замены конкретных санкций более мягкими, включая назначение административного наказания ниже низшего предела.

Таким образом, применяя по аналогии позицию Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 17 января 2013 года г. № 1-П) можно сделать вывод, что устанавливаемые Законопроектом значительные минимальные размеры административных штрафов для юридических лиц не позволяют во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства и тем самым - обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания. Из вышеизложенного следует вывод, что принятие Законопроекта возможно с учетом введения высоко дифференцированных штрафов за рассматриваемые правонарушения в зависимости от имущественного положения лица и общественной опасности содеянного.